Геоинформатика в современном школьном образовании

Геоинформатика в современном школьном образовании

Наука

Наука геоинформатика находится на стыке географии и информатики. Она оперирует пространственно-часовыми данными, имеет дело с геоинформационными системами (ГИС) и информационными технологиями. Частица «гео» указывает на то, что она занимается исследованием объектов и явлений, которые происходят на земной поверхности. А частица «информатика» говорит о методе, с помощью которого происходит исследование. Примером геоинформационной системы является ГИС «Интегро».

Геоинформатика как метанаука очень важна для решения практических задач общества и науки. Геоинформатика крайне необходима современному поколению. Если в школе дать ученикам основы геоинформатики, вырастет грамотное поколение, которому будет легко ориентироваться в стремительно меняющихся информационных потоках.

Геоинформатика

Геоинформатика в современном школьном образовании

Для углубления и уточнения содержания общеобразовательных учебных курсов «География» и «Информатика», развития представлений у учеников о географических информационных системах и технологиях было бы целесообразно провести в старших классах школы курс «Географические информационные системы (ГИС)». Этот курс будет способствовать также расширению содержания профессиональной ориентации выпускников. Дидактическая цель такого курса – познакомить учеников с геоинформатикой, углубить и систематизировать технологически-информационные знания, развить кругозор, способности школьников, усилить их интерес к новым методам и технологиям познания. Программой может быть предусмотрено проведение практических занятий как на уроках в сопровождении учителя, так и самостоятельно во внеурочное время.

Развитие образования сегодня невозможно без учета революционных изменений в информационных технологиях, а также без освоения геоинформационных технологий. Каждый образованный человек понимает, как важно сегодня ориентироваться в современном мире информации. Информационные потоки стали открытыми большинству – это неоспоримый плюс.

Однако проблема в том, что зачастую мы как простые обыватели не умеем пользоваться всеми источниками информации, правильно понимать информацию, классифицировать, анализировать, обрабатывать ее. Что уже говорить про школьников – не все к концу школы умеют элементарное: читать карту и понимать весь смысл заложенной в нее информации. А работать со статистическими, картографическими, аэро- и космическими материалами в наше время, к сожалению, умеют только специалисты. А ведь кто владеет информацией, тот управляет миром.

Любые географические данные можно «привязать» территориально и отобразить визуально. Для этого существует много способов. От того, как данные показаны (от способа передачи их читателю) зависит то, как они будут интерпретированы. Но главное, что по этим данным можно будет увидеть новые закономерности. Даже те, о которых никто не знал раньше. Территориально привязанная информация намного ценнее, чем просто данные. Поэтому чем больше способов передачи пространственно-часовой информации знает человек, тем больше он может получить новых знаний.

Ознакомление с принципами создания и возможностями использования географических информационных систем полезно для расширения кругозора современных учеников. Это способствует развитию системного пространственного мышления, приобретению навыков использования информационных технологий в бытовой и профессиональной сферах деятельности. Все это будет влиять на адаптацию выпускников к новым условиям жизни, которые диктует современная научно-техническая революция.

Foxford
Информатика в школе