Информационные технологии: в каком ВУЗе учиться

Информационные технологии в каком ВУЗе учиться

Чтобы получить хороший старт в сфере ИТ и использовать время учебы с максимальной эффективностью, очень важно правильно выбрать ВУЗ и специальность.

Сфера IT на данный момент является одной из самых лояльных к отсутствию диплома. Это связано с быстрым развитием технологий за последние годы и определенной «неповоротливостью» системы образования.

Пока большинство востребованных IT специалистов – это самоучки, но эта ситуация быстро меняется. Уже в ближайшем будущем наличие диплома по определенной специальности будет обязательным условием для успешного трудоустройства и карьерного роста.

У специалистов IT сферы, которые работают сейчас, просто не было возможности получить качественное образование по выбранному профилю, тогда как у подрастающего поколения такая возможность есть. Соответственно, и «спрос» с них будет больше, и это вполне логично – обучение в соответствующем ВУЗе дает не только базовые знания, но и позволяет «влиться в среду», обрасти полезными знакомствами и связями. Чтобы получить хороший старт и использовать время учебы с максимальной эффективностью, очень важно правильно выбрать ВУЗ и специальность.

Подготовка к поступлению

Как показывают современные реалии, если у ребенка есть интерес к программированию, он проявляется довольно рано – в возрасте примерно 10 лет.

С учетом огромного количества доступной информации, уже в старших классах школы у увлеченного этой темой подростка уже есть представление, чем он хочет заниматься.

И вот здесь нужно приложить все усилия, чтобы выявить склонности и способности будущего ИТ-специалиста, максимально полно раскрывая его потенциал. При этом не стоит увлекаться узким профилированием, в первую очередь следует сосредоточиться на подготовке к ЕГЭ по информатике.

ЕГЭ по информатике включает в себя следующие разделы:

  • Информация: кодирование, системы счисления, передача информации и пр.
  • Логика: запросы для поисковых систем, логические уравнения, проверка истинности/ложности и пр.
  • Пользовательский курс: базы данных, файловая система, электронные таблицы и пр.
  • Основы программирования и алгоритмы: выполнение и анализ алгоритмов, массивы, матрицы, анализ программ и пр.

Как готовиться?

Изучить все ресурсы, которые по содержанию и подаче материала подходят для ребенка:это могут быть курсы, репетиторы,тематические мероприятия (конференции, семинары и пр.).

С репетиторами все понятно – репетитор по информатике обязательно должен быть, иначе невозможно проверить глубину и уровень знаний, который необходим для поступления в ВУЗ. В случае с подготовкой к ЕГЭ по информатике функция репетиторов сводится преимущественно к систематизации и контролю знаний, тогда как основной материал изучается самостоятельно. Родители в большинстве случаев не обладают достаточным набором знаний для такого контроля, а возлагать такую ответственность на школу очень недальновидно. Поэтому сдача информатики ЕГЭ и поступление в ВУЗ напрямую зависит от выбора репетитора.

Что касается тематических мероприятий – казалось бы, школьнику это не нужно и рано. На самом деле именно пребывание в среде очень мотивирует и помогает понять, с чем придется иметь дело в будущем – на этапе выбора будущей профессии это очень важно, даже если многое еще не понятно.

Рейтинг ВУЗов, которые готовят специалистов в сфере информационных технологий

Участвовать в олимпиадах, коммерческих и социальных программах: успешное участие в олимпиадах дает преимущество при поступлении, вплоть до приема без экзаменов. Кроме того, многие крупные компании «присматривают» себе сотрудников именно на олимпиадах, и даже если не будет призового места, появляется шанс получить интересное предложение или возможность.

Выяснить, что конкретно интересно ребенку, и дать ему возможность попробовать: это может быть написание кода на определенном языке – например, программирование на языке phyton. Или работа с «железом», или администрирование – вариантов множество, ИТ сфера очень большая и разная.

Главное – чтобы ребенку это действительно было интересно.

Информационные технологии по праву считаются одной из самых перспективных (и денежных) отраслей. И вполне понятно, что родители, желая своим детям всего самого лучшего, могут изо всех сил стараться отправить их именно в IT. Но здесь очень, очень важно услышать ребенка и понять, готов ли он этим заниматься.

Специфика IT заключается в том, что здесь необходима увлеченность и интерес. Заниматься информационными технологиями «под давлением» невозможно – все слишком быстро меняется, и нужно живо интересоваться происходящим, чтобы оставаться «на волне».

Рейтинг лучших Российских ВУЗов, которые готовят специалистов в сфере информационных технологий (2018 год):

1 место: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Этот ВУЗ характеризуется не только современными и эффективными образовательными программами, но и сильной технической базой. В частности, здесь находятся два самых мощных в России суперкомпьютера, с помощью которых проводятся научные исследования, необходимые для развития отрасли. Доступ к оборудованию такого уровня – это одно из огромных преимуществ обучения в МГУ.

2 место: Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (НИУ).

3 место: Московский физико-технический институт (государственный университет).

4 место: Университет ИТМО.

5 место: Новосибирский государственный университет.

6 место: Санкт-Петербургский государственный университет.

7 место: Новосибирский государственный технический университет.

8 место: НИУ «высшая школа экономики».

9 место: Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

10 место: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

Рейтинг ВУЗа определяется комплексом факторов, среди которых главная роль отводится успехам выпускников. Победы в соревнованиях и чемпионатах, успешное трудоустройство с высокими зарплатными ожиданиями, участие в научных исследованиях и международных проектах – все это влияет на рейтинг в первую очередь.

Примечательно, что, несмотря на некоторые недостатки российского высшего образования в ИТ сфере, о «российских хакерах» ходят легенды во всем мире. И можно представить, на какой высокий уровень может выйти эта отрасль при системном подходе, который сейчас формируется в ВУЗах.

При планировании образования нужно обращать внимание не только на выбор ВУЗа, но и специальности.

Сложность выбора может заключаться в том, что не рынке труда уже сформирован запрос на определенные специальности, но в учебных заведениях этих специальностей пока нет. Даже существует перечень специальностей, которые нужны уже сейчас, но в большинстве высших учебных заведений ониnмогут появиться ближе к 2020 году.

Вот эти новые IT-специальности:

  • архитектор информационных систем;
  • куратор информационной безопасности;
  • кибер-исследователь;
  • IT-аудитор;
  • цифровой лингвист;
  • дизайнер интерфейсов;
  • кибертехник умных сред;
  • IT-проповедник;
  • сетевой юрист;
  • разработчик моделей Big Data;
  • консультант по безопасности личного профиля;
  • проектировщик нейроинтерфейсов и другие.

Некоторые из этих специальностей в той или иной форме существуют в ВУЗах, но как самостоятельные направления они еще не реализованы.

Большинство актуальных специальностей в IT пока не отличаются узкой специализацией, они включают в себя целый пласт отрасли. И в этом есть свои плюсы – будущие специалисты получают возможность изучить все, что предлагает рынок, и уже на основе личных предпочтений и способностей сделать выбор.

Если на момент поступления есть общие представления об отрасли, но нет особых пожеланий по направлению обучения, в качестве ориентира можно использовать рейтинг факультетов, обучающих по специальности «информационные технологии»

Рейтинг ИТ-факультетов за 2018 год:

  • Факультет информатики и систем управления МГТУ им. Н. Э. Баумана.
  • Факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ.
  • Факультет информационных технологий МТУСИ.
  • Институт автоматики и вычислительной техники НИУ «МЭИ».
  • Институт интеллектуальных кибернетических систем НИЯУ «МИФИ».
  • Факультет робототехники и комплексной автоматизации МГТУ им. Н. Э. Баумана.
  • Факультет бизнеса и менеджмента НИУ «ВШЭ».
  • Институт нанотехнологий в электронике, фотонике и спинтронике НИЯУ «МИФИ».
  • Институт «Системы управления, информатика и электроэнергетика» МАИ.

Суть основных специальностей

  • Математическое обеспечение и администрирование информационных систем (МОАИС): базовая специальность, которая дает отличный старт для «прокачивания» навыков разработчика. Здесь изучаются технологии программирования на основных языках, создание приложений, разработку и администрирование баз данных, сетевые технологии. На основании знаний и навыков, полученных в ВУЗе, можно за несколько недель освоить практически любой язык программирования.
  • Фундаментальные информатика и информационные технологии (ФИИТ): специальность направлена на научные исследования и эксперименты, хотя основная образовательная база здесь схожа с предыдущей специальностью МОАИС. Здесь «выращиваются» блестящие программисты,которые живо интересуются ИТ сферой и заточены на постоянное развитие с уклоном в науку и исследования. С «прикладной» точки зрения это не самые удобные специалисты, они изначально не ориентированы на решение задач бизнеса. Но именно эти люди развивают отрасль, достигая очень впечатляющих успехов в выбранной нише, что открывает широкие перспективы для трудоустройства по всему миру.
  • Информатика и вычислительная техника (ИВТ): здесь формируются системные программисты, которые работают непосредственно с техникой. Выпускники ИВТ многое умеют делать руками – от паяния до программирования роботов. Это отличный вариант попасть в ИТ сферу и развиваться в ней, даже если нет желания заниматься разработкой. Многие системные программисты со временем понимают, что хотят заниматься именно кодом и осваивают интересующий язык – при наличии фундаментального ВУЗовского образования это сделать намного проще, чем с нуля.

Кроме этих основных специальностей существует много смежных, которые в существенной степени связаны с информационными технологиями, и этот список постоянно растет.

Уже сейчас такими «околоайтишными» специальностями можно назвать следующие:

  • Прикладная информатика: ориентирована на решение конкретных задач в бизнесе и других сферах. Аналитика, написание ТЗ,настройка бизнес-процессов – вот основные компетенции выпускников.
  • Программная инженерия: заточена на управление разработкой программного обеспечения, то есть отсюда выпускаются, фактически,готовые менеджеры программных продуктов.
  • Бизнес-информатика: оптимальный вариант для амбициозных молодых людей, которые изначально нацелены на карьеру, а непрокачивание навыков программирования. По набору знаний специальность похожа на прикладную информатику, но она более выражено ориентирована наруководящую работу.
  • Математика и компьютерные науки: эта специальность ближе к научным исследованиям и экспериментам. Идеальное место для тех,кто воспринимает информационные технологии как искусство.
  • Информационные системы и технологии: специальность ориентирована на администрирование информационных технологий, подбор софта и оборудования. Это бесценные кадры для больших корпораций, которые нуждаются в качественном и быстром обслуживании всех систем.
  • Информационная безопасность: основная доля обучения приходится на изучение сетей, информационных систем и отработку навыка везде видеть уязвимые места. Можно сказать, что на этой специальности целенаправленно выращивают «хакеров», которых все так боятся.

Английский язык

ИТ сфера неразрывно связана с английским языком – это нужно принять как данность, и сразу нацелиться на глубокое изучение английского.

Это необходимо и для обучения, и для дальнейшей работы – особенно если у ребенка большие амбиции и есть желание выйти на международный уровень. В некоторых ВУЗах экзамен по английскому является обязательным.

Foxford
Информатика в школе